Профессор Генрик Скаржиньский. Фото: Кшиштоф Жучковский / Forum

Профессор Генрик Скаржиньский. Фото: Кшиштоф Жучковский / Forum

О Генрике Скаржиньском — основателе всемирно известного метода лечения глухоты.

Исследования показывают , что в Польше не менее 900 тысяч людей страдают проблемами со слухом, причем 40–50 тысяч из них не слышат вообще. Эти проблемы бывают в любом возрасте и все чаще наблюдаются у подростков. До 1990-х годов никто не мог бы предположить, что именно в Варшаве будет создан один из важнейших мировых центров лечения дефектов слуха. Сегодняшняя Польша — первопроходец в области вживления новейших слуховых имплантатов и обучения специалистов в отоларингологии и фониатрии. Кто же он, профессор Генрик Скаржиньский, известнейший польский отоларинголог, основатель польской школы отологии и Мирового центра слуха?

Выбор жизненного пути

В детстве Генрик Скаржиньский интересовался историей , любил мастерить и рисовать. Еще в школе он решил, что выберет профессию, в которой ему пригодятся навыки ручной работы. Этой профессией совершенно неожиданно оказалась медицина. Больше всего Скаржиньского привлекала в ней микрохирургия — специальность, требующая поистине виртуозной точности. Много лет спустя он поделился своими воспоминаниями в интервью для Puls Medycyny:

Генрик Скаржиньский

Я выбрал микрохирургию и ежедневно по полчаса тренировался вдевать нитку в самое маленькое игольное ушко , какое удавалось найти. Микрохирург должен уметь в нужный момент остановить руку — например, задержаться над крохотным элементом в ухе, — контролировать каждое малейшее свое движение и его силу.

О кохлеарных имплантатах — передовых электронных устройствах , которые, в отличие от слуховых аппаратов, не усиливают звуки, а, минуя поврежденную часть уха, стимулируют непосредственно слуховой нерв, — Генрик Скаржиньский впервые услышал в 1988 году во Франции. После стажировки в одной из тамошних клиник он решил внедрить их и в Польше. Начало было непростым. Первое время он проводил все исследования в одной-единственной комнате, а реабилитацию пациентов — в коридоре, во встроенном отсеке. Эти два помещения заменяли специализированную клинику. Но несмотря на все трудности, 16 июля 1992 года Скаржиньский выполнил новаторскую операцию по вживлению кохлеарного имплантата глухому взрослому человеку. Всю важность этого события он осознал, лишь когда, выйдя из лифта, наткнулся на первую из семи телевизионных съемочных групп. В интервью журналу Słyszę он рассказывал:

Генрик Скаржиньский

Меня это все слегка нервировало , ведь, несмотря на всю подготовку и веру в собственные силы, я знал, что могут возникнуть и непредвиденные, не зависящие от нас ситуации. Я вошел в операционную и… в тот же миг забыл об окружающем — главными были пациент и операция.

Вторую подобную операцию Скаржиньский провел уже через день. На сей раз его пациентом стал пятилетний ребенок.

И хотя это событие было признано началом новой программы лечения глухоты в Польше , команда профессора продолжала свою научную деятельность в невероятно трудных условиях. С развитием в Польше программы дефектов слуха у младенцев и новорожденных ситуация стала меняться. Была найдена организационная база для создания первого в Польше и второго в Европе центра для слабослышащих и глухих — Cochlear Center.

Путь к победе

Генрик Скаржиньский во время операции. Источник: Википедия

Это было относительно небольшое учреждение — для расширения не хватало ни средств , ни оборудования. Центр размещался в нескольких комнатах: здесь функционировали амбулаторные и поликлинические отделения фониатрии, аудиологии и электрофизиологии, Фониатрия — раздел отоларингологии, посвященный проблемам диагностики, лечения и профилактики заболеваний голосового аппарата. Аудиология — раздел отоларингологии, изучающий слух и его нарушения в физическом, физиологическом, психологическом и социальном аспектах. Электрофизиология — раздел физиологии, изучающий электрические явления в живых тканях организма, а также механизм действия на них электрического тока. а также кабинет электростимуляции и контроля кохлеарных имплантатов , задачей которого была подготовка больных к операции по лечению глухоты. Команде профессора Скаржиньского хватило всего нескольких месяцев напряженной работы, чтобы Центр начал принимать свыше 30 пациентов в день и проводить до 200 специализированных обследований.

Очень скоро работа Cochlear Center была отмечена значительными научными достижениями. Кроме того , он выполнял функции учебного центра для будущих специалистов по лечению дефектов слуха. Через три года Центр был преобразован в Институт физиологии и патологии слуха. Генрик Скаржиньский хотел, чтобы там не только выполнялись сложные операции по возвращению или улучшению слуха, но и предоставлялась комплексная до- и послеоперационная помощь пациентам, а также реабилитация.

Мировой центр слуха

Новым помещением Института стала пустующая больница рядом с Варшавским металлургическим заводом. Команда Скаржиньского состояла из врачей , физиотерапевтов, инженеров и ученых, которые параллельно с лечением пациентов занимались подготовкой и переоборудованием помещений. У профессора уже тогда имелся готовый проект создания современного комплексного медицинского центра — так возник Международный центр слуха и речи под Варшавой, в поселке Каетаны. Еще одной важной вехой стало строительство Мирового центра слуха при Институте физиологии и патологии слуха, который с 2012 года принимает пациентов со всего мира.

Генрик Скаржиньский за работой. Источник: Институт физиологии и патологии слуха

Медицинский и научный мир многим обязаны профессору Скаржиньскому. Вручая ему очередную награду , президент Польской академии наук профессор Михал Клейбер сказал:

«Профессор Скаржиньский — образец современной гражданской жизненной позиции. Он человек знаний , страсти, таланта и скромности. А кроме того, он человек отважный. И обладает огромным мужеством, чтобы воплощать свои мечты в жизнь».

Благодаря этому мужеству Скаржиньский осуществил не только первые операции по кохлеарной имплантации. В 1998 году он провел четвертую в мире операцию по вживлению в мозговой ствол имплантата , который, стимулируя более глубокие структуры, восстанавливал слух пациентам после онкологической операции. Как вспоминает профессор Скаржиньский:

Генрик Скаржиньский

Уже через 2–3 месяца слуховой реабилитации пани Сильвия стала свободно понимать речь на польском и немецком языках и начала учить итальянский.

В 2002 году врач прооперировал первого в мире взрослого пациента с частичной глухотой , а спустя два года провел аналогичную операцию больному ребенку. В 2018 году профессор осуществил четвертую в мире операцию по вживлению имплантатов, работающих на принципе костной проводимости. К тому моменту у него за плечами было уже более двух тысяч операций.

Работа Генрика Скаржиньского — это три десятилетия борьбы за жизнь и здоровье слабослышащих и глухих , более тысячи публикаций, три тысячи научных докладов и свыше 150 клинических разработок. Благодаря его деятельности в Польше все новорожденные дети проходят проверку слуха, позволяющую на самой ранней стадии выявить возможные дефекты.

Стоит упомянуть и о «методе Скаржиньского» , помогающем при проблемах с чтением и письмом, заикании и нарушениях голоса. Он состоит в сочетании слуховой стимуляции с помощью разных видов музыки и звуков с релаксацией и развивающими психологическими играми. Этим методом пользуются в наши дни десятки центров лечения слуха во всем мире.

Не только наука

Несмотря на интенсивную врачебную и научную деятельность , профессор Скаржиньский находит время и для другого. Он старается активно заниматься спортом: играет в футбол, катается на лыжах. Как минимум несколько дней в году проводит в горах со своей семьей. Любит общаться с животными: говорит, что получает от них много положительной энергии.

Есть у него и очень любопытное хобби — улитки. На базе частной коллекции Генрика Скаржиньского был открыт «Музей улитки» в Каетанах , рядом с Мировым центром слуха. В 2012 году этот музей, собрание которого насчитывало 1377 фигурок улиток, попал в Книгу рекордов Гиннеса в категории «Самая большая коллекция предметов с подобием, образом и обликом улитки».

Перевод Елены Барзовой и Гаянэ Мурадян

Мариуш Гогуль profile picture

Мариуш Гогуль

Все тексты автора

Читайте также