Идеи

Праздник Тела Христова в Польше. Живая традиция

Процессия в Ловиче, праздник Тела Христова. Фото: Мариан Зубжицкий / Forum

Процессия в Ловиче, праздник Тела Христова. Фото: Мариан Зубжицкий / Forum

В этот день в каждом польском городе и деревне проходят красочные процессии, в которых участвуют тысячи людей. Празднования продолжаются неделю, после чего наступает время древнего магического обряда — освящения венков.

На конец астрономической весны приходится один из самых ярких религиозных праздников , которые отмечают в Польше — Торжество Тела и Крови Христовых, или просто Тело Христово. В этот день по всей стране проходят красочные шествия, в подготовке которых участвуют не только священнослужители, но и простые жители.

Это один из тех католических праздников , которым нет аналога в православной церкви. В Западной Европе он отмечается с XIII-XIV века, а в Польшу пришел в XV столетии. Праздник Тела Христова посвящен евхаристии, то есть превращению хлеба и вина в тело и кровь Иисуса, и относится к числу праздников с переменной датой: он приходится на первый четверг после дня Сошествия Святого Духа (период между 21 мая и 23 июня).

Важный элемент праздника — торжественные процессии. Согласно традиции , они направляются «на четыре стороны света»: к четырем алтарям, установленным за территорией костела.

Такое исповедание веры многочисленными толпами верующих служило укреплению религии , а со временем приобрело еще и форму красочного зрелища с демонстрацией праздничных нарядов. Процессию ведет священник, несущий дароносицу. Его сопровождают служители костела с хоругвями и образами святых покровителей в декоративных рамах, выполненными на пожертвования прихожан.

Когда-то в процессиях принимали участие члены купеческих , профессиональных, студенческих, ученических объединений, профессора академий и даже короли. Сейчас процессию из Собора св. Яна в Варшаве возглавляет примас Польши.

Священнослужителей сопровождают девочки в белых платьях , рассыпающие лепестки ароматных цветов. У каждого алтаря священник читает Евангелие одного из четырех евангелистов и дарует благословение. Алтари расположены в пространстве городов и селений, на главных улицах и площадях. Их обустраивают местные жители: иногда отдельные семьи, иногда представители определенной профессии. Например, один из алтарей традиционно украшают пожарные; его элементом чаще всего становится изображение пожарной машины.

При оформлении обязательно используются живые молодые березы. По окончании торжества верующие обламывают освященные ветви , которые затем помещают над религиозными образами либо над воротами хлева — считается, что они защищают людей и животных от града и бури. Кроме того, дома́ на маршруте процессии украшают цветами, изображениями святых, а также белыми и синими тканями и лентами — эти цвета символизируют культ Девы Марии.

Такое торжество — самый подходящий случай надеть праздничные народные костюмы; конечно , в обычные дни в Польше их не носят, зато в праздник Тела Христова процессии во многих регионах переливаются всеми цветами радуги.

Сегодня это красочное зрелище привлекает толпы туристов , особенно в тех местах, где праздник отличается особенным колоритом.

В двух регионах процессия на праздник Тела Христова настолько своеобразна , что была включена в Национальный перечень нематериального культурного наследия.

Одна из них проходит в Ловиче , столице этнографического региона, где особенно бережно поддерживают народные традиции. Эта процессия необыкновенно яркая благодаря красоте здешних народных костюмов: полосатых платьев и фартуков, украшенных вышивкой в виде цветов — их надевают все поколения ловичанок. Региональные элементы можно обнаружить также и в облачениях священников, и религиозных эмблемах.

Процессия в Ловиче. Фото: Амудена Рутковская

Другая известная региональная традиция — это цветочное торжество в городке Спыцимеж , расположенном в Лодзинском воеводстве. Там уже более 200 лет по всему маршруту процессии в день Тела Христова жители выкладывают из цветов разноцветный ковер с религиозными мотивами. Кропотливый труд, требующий участия многих людей, позволяет создать уникальное произведение искусства, которое существует всего несколько часов — до времени прохождения процессии.

Красотой народных костюмов можно полюбоваться и в процессиях , проходящих в других деревнях ловичского региона, а также в окрестностях Равы-Мазовецкой и Опочно, в Подгале, Курпе и Силезии.

В течение всей недели , следующей за праздником Тела Христова, совершаются богослужения и проводятся процессии вокруг костелов. Венчает празднование освящение венков из трав в октаву , то есть в следующий четверг — один из красивейших обычаев в польской народной культуре. Травы в это время года цветут и чудесно пахнут; их аромат когда-то считался символом добродетели.

В наши дни эта традиция наиболее ярко культивируется в восточных регионах Польши. В прошлом венки подготавливали к празднику Тела Христова и оставляли в костеле на следующую неделю: считалось , что так они приобретают «благодетельную силу».

Плетение венков к празднику Тела Христова. Автор: Михал Эльвиро Андриолли

Небольшие веночки плетутся из пахучих трав: в народной медицине они считались лекарственными , а народные верования приписывают им магические свойства. Как записал в конце XIX века польский исследователь народных обычаев Зигмунт Глогер, «венков должно быть девять»; в любом случае, количество их должно быть нечетным, поскольку именно такие числа считались магическими.

По одной из теорий приготовление венков связано с дохристианскими верованиями.

В пору цветения злаков страшной угрозой для урожая являются грозы и град , и, чтобы предотвратить бедствия, древних богов старались ублажить воскурением благовонных трав и плетением венков.

Быть может , в память об этом в венки обязательно вплетается трава, называемая «громовиком» (Scleranthus annuus L.).

Венок к октаве праздника
Тела Христова. Фото: Алиция Миронюк-Никольская

Другие повсеместно используемые растения — мята , очиток, липа, ромашка, василек, тимьян, клевер, копытень, горец, рута. В Подляшье считается, что каждый венок должен быть сплетен из травы одного вида. Его украшали лепестками цветов: розы или пиона.

Освященные венки находили применение в магических действиях, связанных с земледелием: их крошили в зерно перед посевом и в картофель перед посадкой, клали во вспаханную землю, чтобы хорошо родила, а также раскладывали в амбаре перед тем, как заложить туда сжатое зерно, для защиты урожая от вредителей. Сила венков должна была помочь и в животноводстве; их вешали в хлеву, окуривали коров, переставших давать молоко. Применялись они и в народной медицине: больные места окуривали очитком, от простуды заваривали липу. Традиционно венки вкладывали в гроб.

В православной традиции венки в Подляшье святят в
Зеленец , который приходится на первое воскресенье после Зеленых святок.

С октавой Тела Христова (восьмым днем после праздника) связаны и другие красочные традиции. В Кракове проводятся живописные выборы куркового короля в стрелецком братствеОбъединение стрельцов «Курковое братство» существует в Кракове с XIV века. Изначально это была цеховая военизированная структура, сейчас — общественная организация со своим церемониалом и историческими костюмами. Курковым королем становится самый меткий стрелок. — прим.авт. , происходящие с истинно галицийским церемониалом, а также народная забава, включенная в Национальный перечень нематериального культурного наследия: звежинецкий коник , или лайконик. Это торжественное шествие с участием бородатого , наряженного на восточный манер всадника «на коне» (на самом деле, «конь» представляет собой часть костюма), которое направляется с улицы Звежинецкой на главную Рыночную площадь. Эта забава зародилась в первой половине XVIII века — легенда гласит, что обычай зародился в память о нападении татар на Краков и героической обороны города.

Перевод Владимира Окуня

09 июня 2020