Юрий Андрухович. Фото: Яна Стефанишин / Новая Польша

Юрий Андрухович. Фото: Яна Стефанишин / Новая Польша

Один из самых известных современных украинских писателей — про войну, коллективную ответственность, великую культуру и расчеловечивание.

«Прекрасный , высокоталантливый народ Германии, нация философов и поэтов, подарившая мировой культуре Лютера и Гете, Ницше и Вагнера, Канта и Гегеля, НЕ должна обвиняться в зверствах Гитлера и его ближайшего окружения и НЕ несет никакой ответственности за Аушвиц, Майданек, Бухенвальд, Дахау или другие проявления Холокоста, как и за стертую с лица земли Варшаву и десятки, сотни других разоренных городов Европы. Только оголтелый в своей германофобии вульгарный пропагандист требует сегодня отмены всего немецкого и коллективной ответственности немцев. Откровенно агрессивные атаки на великую немецкую культуру с требованиями ее частичного исключения и блокировки — не что иное, как варварская узколобость и манифест примитивного черно-белого мировоззрения. Немецкий народ пострадал от гитлеровской власти никак не меньше прочих, и в этот неимоверно тяжелый для него момент истории он как никакой другой народ нуждается в нашей поддержке и солидарности».

Не знаю. Не могу себе представить такой текст , датированный, например, 1945 годом. Абсурдно? Да. Опасно? Не то слово.

Мне неизвестен случай , чтобы в 1945-ом, как и в последующие годы кто-то отважился выступить с текстом подобного рода — абсурдным и опасным. Почему же теперь, в 2022 году, мы постоянно слышим что-то в таком духе?

Трагедия украинцев сегодня сведена к хештегу #BuchaMassacre. Удобно в использовании и ограничивает мегапреступление одним-единственным городком. То , что на самом деле таких буч в нашей стране уже обнаружено и обнаружится в дальнейшем намного больше по мере того, как украинская армия будет освобождать территории, — миру нужно объяснять отдельно.

Что Буча — не единственная , хотя на сегодняшний день самая показательная.

Что Буча (как и все другие бучи) — не трагическая случайность , не «эксцесс исполнителя», не истерика загнанных собственной войной в тупик «простых российских ребят», а спланированное и методичное выполнение российской государственной программы, суть которой — отчасти порабощение, а преимущественно — уничтожение украинцев.

Нас не должно быть. 40-миллионного европейского народа не должно быть. Не должно быть нашего языка. Нашей памяти тоже быть не должно. Нас денацифицируют — всех до последнего украинца. Нас деукраинизируют — забирая у нас жизнь.

Когда неделю назад российский функционер на переговорах в Стамбуле пообещал «снижение активности на киевском направлении» , никто в мире не догадывался, о какой активности шла речь. Мы думали о банальном перемещении техники , ракетных обстрелах, воздушных налетах. Я употребляю слово «банальные», потому что за 40 дней войны люди попросту привыкают и перестают вздрагивать от каждого звука сирены.

Однако активность россиян выглядела и иначе. С первых дней войны армия россии победоносно сражается с мирным населением — как , впрочем, и во всех остальных войнах.

Иными словами , российская армия представляет собой разветвленную общенациональную террористическую организацию с сотнями тысяч членов, вооруженных не просто предельной жестокостью, но исключительным садизмом. россия — это террористическое государство. Ее предназначение — сеять горе, боль, смерть. «У россии свой особый путь».

И вот вам примеры ее активности.

Расстрелы случайных прохожих. Всех.

Автомобилей , в которых мирные люди пытаются бежать от смерти.

Всех без исключения пассажиров в этих автомобилях — детей , женщин. Уничтожение каждого живого существа огнем и металлом.

Сброс бомб на головы людей — кассетных , фосфорных и других запрещенных. Сброс их на больницы, театры, музеи, библиотеки, детские сады.

Массовые пытки и казни — выстрелом в затылок. Наши западноукраинские предки испытали на себе этот расстрельный метод еще в 1939–41 годах. Расстрел в затылок жертв , поставленных на колени с завязанными руками — это была нормальная процедура в каждой российско-большевистской тюрьме на наших землях. Прошу прощения за слово «нормальная». Более точное — «рутинная».

Массовые изнасилования. Женщин , детей. Массовый выплеск инстинктивной агрессивной архаики: убить мужа, изнасиловать жену. И то, и другое — на глазах детей.

(Господин Достоевский , что вы там, б***ь, писали про одну слезу ребенка? Помогло это вашим россиянам?)

Массовые депортации украинских граждан с оккупированных территорий в глубь россии. Все подтверждается и повторяется: террористы не могут не нахватать заложников.

Мародерство. Грабежи. Солдаты из россии методично взламывают жилье украинцев — в многоквартирных и частных домах. Повсюду. Тащат все , что попадается им на глаза: тряпки, обувь, алкоголь, украшения, духи, компьютеры, смартфоны, ножи, вилки… После себя оставляют в домах обломки разоренного мира и кучи собственных экскрементов. На память о великой русской культуре.

Сегодня утром я поймал себя на мысли: как бы мне хотелось , чтобы они были всего-навсего мародерами. Это означало бы, что они, несмотря ни на что, остаются людьми. Чудовищными и злыми, но людьми.

Однако все , что мы видим, свидетельствует о расчеловечивании. Население россии успешно себя расчеловечило. Это антимир. Часть человечества, добровольно перешедшая в античеловечество.

В тот день , когда последние россияне покидали Бучу, завершая последние кровавые эпизоды #BuchaMassacre, главы фракций Европейского парламента породили очередное обращение к «российскому народу». О том, как стремятся к единению с ним. О великой российской культуре. О Чехове и Булгакове. И, конечно же, о Толстоевском — куда ж без этого двуглавого монстра. Об «общих ценностях» — от Дублина, конечно, до Владивостока. Хотя почему не до Курил?

Как можно обращаться к тому , чего не существует? Уважаемые главы фракций, как у вас с головами? О том, что у вас нет сердца, я знал и раньше.

Я думал , они идиоты. Больше я так не думаю. Они соучастники. У них одна забота: как обелить преступление. Как возмутиться очевидностью #BuchaMassacre, но чтобы их негодование не возмутило россию. Как еще исподтишка навредить сопротивлению Украины.

Но сопротивление уже перевалило за 40-й день , и бессилие врага неуклонно переходит в агонию.

Будет весна и будет Украина.

Перевод с украинского Ольги Чеховой

Юрий Андрухович profile picture

Юрий Андрухович

Все тексты автора

Читайте также