Тема Холокоста для меня важна , потому что я подсознательно чувствую послевоенную пустоту, которую трудно описать. Возможно, это чувство вины, которое я ношу в себе как поляк, воспитанный в христианской традиции. Я точно не заинтересовался этим из-за каких-то сантиментов. Я 20 лет занимаюсь этой темой и сейчас мне легче, так как многое я уже осознал и назвал.
Польская коллективная память — это такой музей , в котором на каждом шагу горит свеча, а мы всегда жертвы. Сложно пробить брешь в этой стене. Я помню начало дискуссии о Едвабне. Меня раздражало , что кто-то нарушает спокойствие. Ведь после 1989 года наступило некоторое примирение. Меня это не касается , ведь это события поколения моих бабушек и дедушек. Только позже я осознал, что если я здесь живу, то должен знать об этом.
Maus
![](https://images.ctfassets.net/8uskgiwtlhdi/4R4w487vSJUWAaPnNNhcoW/2ded894e83f411fa376f3a59d737920f/Maus_2.jpeg)
Важный поворотный момент наступил , когда я сам впервые взялся за тему. Это произошло после прочтения комикса «Маус» Арта Шпигельмана, в котором рассказывается о польском еврее, пережившем Холокост.
«Маус» — это результат игры с поп-культурой. Речь в нем идет о нас , поляках. Мы хотим, чтобы нас воспринимали как жертв, а мы не всегда ими были. Некоторые факты польской истории ужасны. У меня постоянно возникает ощущение, что мы живем не после 1989 года, а после 1945-го. Комикс именно об этом. Меня также интересует история польско-еврейских отношений, она все также актуальна и не изучена до конца.
![](https://images.ctfassets.net/8uskgiwtlhdi/6KlooRGpuaBEJcAkrSTRT4/f02aeefb1ecb5cb28b813f3fb8c5fd07/Maus_1.jpg)
Мой «Маус» — это рисунки из Освенцима. На одном из них изображена дверь в газовую камеру. Десять лет спустя я изменил картину , придав ей более абстрактный вид. Меня раздражала форма и механический способ исполнения.
Shoah (Las)
Картину «Шоа (Лес)» я написал после того , как увидел документальный фильм Клода Ланцмана «Шоа». Сделал это очень быстро, за полчаса. На картине из леса в Собиборе выходят свидетель Холокоста Ян Пивоньский, режиссер Клод Ланцман и переводчица Барбара Яницкая. Они говорят о Катастрофе.
![](https://images.ctfassets.net/8uskgiwtlhdi/3Mjb70S9ATLAqqJzk7GQjA/24696eb78ba670abc1d0b834b21d2198/______.jpg)
Strach
«Страх» я написал в то время , когда на рекламных щитах польских городов появились плакаты, анонсирующие книгу Яна Томаша Гросса «Страх». В книге автор исследует причины еврейских погромов в Польше после Второй мировой войны.
![](https://images.ctfassets.net/8uskgiwtlhdi/6KFyOZNCEmy0TNP4UyVMZt/8cd6910eaf5957d5dc70018a3eaf6374/__________.jpg)
Szkielet wody
Мысли теряют свои очертания , текут куда-то дальше, цепляются за другие мысли. Я стараюсь создавать форму своего искусства, которая была бы абсолютно индивидуальной. Я стараюсь рисовать разные картины. Я стараюсь писать сильные, почти скульптурные образы, а с другой стороны, эфемерные — те, которые воздействуют благодаря своей зрелищности, а не сильной форме.
![](https://images.ctfassets.net/8uskgiwtlhdi/6ccrR5iRRoVi0oT9ZXYekQ/9cb37b88faa63fc617a1ae11eb175aa7/_____________MJJ210614_Sasnal_TakiPejzaz_Fot.MaciekJazwiecki_014.jpg)
Podróż rowerem
Я не могу писать картины , на которых на первом плане изображены концлагеря. Мне хочется, чтобы нас что-то от них отделяло. Летом 2016 года я провел несколько дней в велопутешествии , во время которого побывал в Майданеке, Собиборе, Белжеце. После этой поездки появилось «Путешествие на велосипеде» — изображение концлагеря Майданек. На первом плане там стоит велосипед.
![](https://images.ctfassets.net/8uskgiwtlhdi/3yGBeeKAfGOhjBey4Sk8VP/0ee21469bda1d255c431e96c5cdfaf63/____________.jpg)
Droga z Sylwestra
После празднования Нового года , мы возвращались с женой домой, проезжали через город Освенцим. Я остановил машину на железнодорожных путях, ведущих к концлагерю Биркенау и запечатлел этот момент.
![](https://images.ctfassets.net/8uskgiwtlhdi/7GaclObOk8zdcrGfW6Sm7o/1f1ea132759b56530ea37d4e756371f7/Chlew.png)
ZAWA sROD
На фотографии железнодорожной станции Warszawa Śródmieście (Варшава Средместье) я выбрал фрагмент , на котором текст складывается в название, напоминающее по звучанию иврит.
![](https://images.ctfassets.net/8uskgiwtlhdi/0xVL8GmiEFQXKDd4eMck0/b51f138540bd905876950901fc4cda9f/_________MJJ210614_Sasnal_TakiPejzaz_Fot.MaciekJazwiecki_010.jpg)
Ludność
Плотность населения Польши на карте 1972 года взята из энциклопедии. Красные пятна , иллюстрирующие города, похожи на капли крови. Рядом — плотность населения в 1994 году.
![](https://images.ctfassets.net/8uskgiwtlhdi/2UYTkh4mXEPyEYWdCgqTfy/4c8f5e8398d81c4236373c77a21b4775/_________MJJ210614_Sasnal_TakiPejzaz_Fot.MaciekJazwiecki_049.jpg)
Herschel Grynszpan
Семнадцатилетний еврей Гершель Грюншпан застрелил немецкого посла в Париже в 1938 году. Этот инцидент послужил нацистам предлогом для проведения «Хрустальной ночи» — массового еврейского погрома.
![](https://images.ctfassets.net/8uskgiwtlhdi/7bo4ajJFiQtHWk997eKDTa/de1d158275c20f6af082b27450b11656/Herschel_Grynszpan_MJJ210614_Sasnal_TakiPejzaz_Fot.MaciekJazwiecki_058.jpg)
Chlew
На этой картине изображены хлева , но они напоминают концлагерь. Помню, как мой отец зашел в мастерскую и увидел картину «Хлев» — он спросил, не Освенцим ли я рисую. Дело в том, что определенные вещи ассоциируются и воспринимаются именно так, а не иначе.
![](https://images.ctfassets.net/8uskgiwtlhdi/1UAB4a11R7OaBEiLGfAH2h/4a33a81637822ccb895b6e589c61ac87/Chlew.jpg)
В публикации использованы фрагменты интервью Вильгельма Сасналя польским и иностранным журналистам в музее POLIN (июнь 2021 года) , цитаты из путеводителя по выставке Taki pejzaż (Такой пейзаж) и книги Sasnal. Przewodnik Krytyki Politycznej (2008).
Выставка Taki pejzaż , на которой представлены 60 работ Вильгельма Сасналя, открыта в Музее истории польских евреев POLIN до 10 января 2022 года.
Материал подготовили Евгений Климакин и Данил Соловей