Коллаж: Новая Польша

Коллаж: Новая Польша

Как во Вторую мировую спасали польское золото

Идеи

В сентябре 1939 года польскому государству пришлось спасать свои финансовые резервы. Как подсчитали перед самой войной, у Польского банка было активов более чем на 2 миллиарда злотых, миллионы в векселях и акциях, а также — что особенно будоражило воображение — около 60 тонн золота. Рассказываем, как поляки спасали свое золото от немцев и большевиков.

20 января 1924 года Станислав Войцеховский , президент Польской  Республики подписал устав новообразованного кредитно-финансового учреждения — Польского банка. Банк обладал правом выпускать новую валюту — злотый, заменивший польскую марку. Эмиссия злотого осуществлялась на основе системы золотого стандарта (Gold Exchange Standard), за один американский доллар платили 5,18 злотого.

Уставный капитал Польского банка на момент его основания составлял 100 миллионов злотых. 15 апреля 1924 года состоялось собрание акционеров , а уже 28 апреля главный финансовый институт Польши начал работу в здании бывшего российского Государственного банка на Белянской улице в Варшаве. В последующие годы по всей Польше было открыто 50 отделений Польского банка. В северо-восточных воеводствах они располагались в Лиде, Гродно, Барановичах, Бресте, Волковыске, Слониме, Пинске и Кобрине.

Если одной из главных задач Польского банка в Варшаве была эмиссия злотого и регулирование денежного оборота в стране в целом , то на восточных территориях государства его деятельность сосредотачивалась на предоставлении займов более мелким банкам и сберегательным кассам, а также на финансировании деятельности представителей бизнес-сферы (торговцев и владельцев промышленных предприятий). Кроме того, филиалы Польского банка осуществляли денежные переводы и продажу иностранной валюты и драгоценных металлов в слитках и монетах. Только в Гродно в 1927 году филиал главного государственного банка провел операций на 8,2 миллиона злотых.

Значительные средства предназначались на финансирование городской инфраструктуры Виленского и Новогрудского воеводств. Представители деловых кругов Вильно и Новогрудка во время своих встреч не раз обращали внимание на необходимость использования долгосрочных кредитов Польского банка для развития городов региона. По данным Статистического ежегодника Польской Республики за 1929 год , сумма кредитов, выделенных городам этих двух воеводств, по состоянию на 31 марта 1928 года составляла  почти 18,4 миллиона злотых.

Следует также подчеркнуть , что процентная ставка по кредитам в Польском банке была ниже, чем в других банках.

Спасти золото

Согласно данным на 1 января 1939 года , активы Польского банка в то время составляли 2 миллиарда злотых. Кроме того, банк владел иностранными векселями и ипотечными бумагами на сумму 200 миллионов злотых. Наконец, в хранилищах Польского банка в Варшаве находилось более 60 тонн золота в слитках и монетах. Некоторое количество драгоценных металлов хранилось в отделениях банка, в том числе в северо-восточных воеводствах.

2 сентября 1939 года в устав банка внесли изменения , позволившие увеличить финансирование военных нужд. Но уже 4 сентября было принято решение об эвакуации из столицы банка и Министерства финансов. Первоначально планировалось выделить специальный железнодорожный транспорт, чтобы вывезти сотрудников и их семьи, а также документацию и ценные бумаги со складов. Однако 5 сентября план изменился: сотрудникам было предписано самостоятельно покинуть Варшаву и отправиться на восток — в Люблин, куда переезжало руководство Министерства финансов и Польского банка. Но фронт продвигался так быстро, что польским финансистам вскоре пришлось перебраться в Луцк.

Перед польским руководством встала проблема организации вывоза золотого запаса из хранилища Польского банка. В число отвечавших за эвакуацию золота за границу чиновников вошел бывший глава департамента авиации Войска Польского Людомил Райский. Ему , а также заместителю министра финансов и бывшему председателю правления Польского банка Адаму Коцу было поручено организовать закупку вооружения за рубежом для польской армии. Платить предполагалось золотом, хранившимся в Польском банке.

Вскоре Варшава стала прифронтовым городом. Министр финансов Эугениуш Квятковский предложил эвакуировать золото с помощью самолетов авиакомпании LOT. В соответствии с первоначальным планом , слитки золота должны были доставить в Вильно, а оттуда — в нейтральную Швецию. Однако Райский выступил против этой идеи, утверждая, что самолет типа Lockheed может перевезти только 1,5 тонны золота за один рейс, а следовательно, чтобы перевезти все золото, придется выполнить более 50 рейсов. И это в то время, когда небо над Польшей контролирует немецкая авиация.

В результате премьер Фелициан Славой-Складковский принял решение об эвакуации золота на восток наземным путем. 3 ,5 тонны драгоценного металла вывезли варшавскими городскими автобусами в Замосць и разместили в казематах крепости. Около 30 тонн было отправлено в Брестскую крепость, под охрану расположенного там польского военного гарнизона.

Положение на польско-германском фронте становилось катастрофическим. Людомил Райский потребовал от командира гарнизона Брестской крепости генерала Францишека Клееберга немедленно организовать вывоз золота из Бреста. В ответ Клееберг заявил , что эвакуации не будет, пока не прояснится обстановка на фронте. Заручившись поддержкой министра иностранных дел Юзефа Бека, Райский встретился с маршалом Рыдзом-Смиглы и рассказал о ситуации с золотом Польского банка. Главнокомандующий принял решение об эвакуации слитков, велев министру Беку связаться с польским посольством в Румынии и поручить послу Роджеру Рачиньскому организацию транспортного коридора для «золотого поезда».

Румыния согласилась на транзит польского золота через свою территорию , но ее власти попросили поляков поторопиться. В Бухаресте не без причин опасались, что немцы узнают о секретной операции, поскольку в румынском королевстве было полно агентов абвера.

12 сентября 1939 года «золотой» груз из Луцка прибыл в город Снятын на польско-румынской границе и был спрятан в лесу. На следующий день к границе подъехал поезд из Бреста. Оставалось дождаться колонны из Замосци , но та задерживалась. Колонна могла попасть под бомбежку или местные жители, воспользовавшись утечкой информации, могли организовать на нее нападение. Вскоре колонна все же добралась до места назначения. Однако оказалось, что по приказу маршала Рыдза-Смиглы 70 ящиков золота на общую сумму 22,6 миллиона злотых оставили в Дубно. Эта часть резерва должна была поступить в распоряжение Главного командования на текущие расходы. В ночь с 13 на 14 сентября все золото перегрузили в специальный железнодорожный состав, который вскоре пересек польско-румынскую границу. Таким образом золотой запас Второй Речи Посполитой удалось спасти от Гитлера.

Банки Польши в руках большевиков

Часть польского золотого запаса по-прежнему находилась в отделениях Польского банка в северо-восточных воеводствах. После советской агрессии 17 сентября 1939 года их судьба была предрешена. 25 сентября в письме Иосифу Сталину глава советской Белоруссии Пантелеймон Пономаренко сообщал:

Пантелеймон Пономаренко

В городах имеются частные банки , кооперативные банки и Державный банк. В банках много мелких вкладов, много и крупных. Вкладчики требуют деньги, кое-где выдают ограниченные суммы, кое-где ожидают указаний. Нами назначены Комиссары в Банки. Оставшиеся суммы опечатаны. Мы не считаем возможным брать на себя какие бы то ни было обязательства имеющиеся у Банков перед кем бы то ни было. Из частных Банков необходимо выдать вклады мелким вкладчикам. Большие вклады помещиков-капиталистов, крупных государственных чиновников и осадников Осадники — польские колонисты-переселенцы, вышедшие в отставку военнослужащие польской армии, члены их семей, а также гражданские переселенцы-граждане Польской Республики, получившие после окончания советско-польской войны и позднее земельные наделы на восточных территориях Польши. считать достоянием народа , и деятельность частных банков после выдачи мелких вкладов прекратить, оставив функционировать только Госбанк.

5 октября 1939 года советская газета «Правда» опубликовала материал «Коммунисты в борьбе» , в котором рассказывалось о вступлении Красной армии в город Лида. Среди захваченных там трофеев оказался железнодорожный состав с двумя вагонами драгоценных металлов, картин и других ценных предметов из хранилища Польского банка. Однако часть активов банка в Лиде удалось эвакуировать. Наличные в иностранной валюте, находившиеся в банковском хранилище, вывезли военным поездом в Гродно.

Заместитель старосты Новогрудка Вацлав Чайковский эвакуировал часть средств , хранившихся в местном отделении Польского банка, в Вильно служебным автомобилем. Позже эти деньги были переданы польскому подполью. Кароль Ванькович, польский чиновник из Барановичей, также пытался спасти средства, которые хранились в Польском банке. Однако, когда положение стало безнадежным, он раздал значительную часть этих средств представителям местной шляхты, осадникам и государственным чиновникам, пытавшимся выехать из охваченной войной Польши.

Властям Польши не удалось эвакуировать деньги , хранившиеся в отделении Польского банка в Бресте. Понимая, что у них нет транспорта для вывоза активов, сотрудники банка уничтожили бумажные банкноты, находившиеся в хранилище. В записке, направленной секретарю ЦК КП(б)Б Надежде Грековой заместителем начальника отдела кадров ЦК КП(б)Б Иваном Кравцовым в октябре 1939 года, отмечалось:

Иван Кравцов

Когда временное правление приступило к работе , в банке не было ни гроша, кроме 12 миллионов злотых, которые поляки прокололи, то есть испортили. Временное правление приняло все возможные меры, чтобы собрать средства на покрытие необходимых расходов. Сейчас счета как областной, так и районных временных администраций открыты. Следует, однако, отметить, что руководители Полесского района недостаточно эффективно провели работу по сбору налогов с купцов и прочих лиц.

Польским властям удалось спасти средства , хранившиеся в депозитарии виленского филиала Польского банка. 20 сентября 1939 года в Вильно вошли советские части. Функционеры НКВД, обнаружив, что хранилище банка пустует, потребовали от руководителя отделения Яна Оскварки-Серославского информацию о месте хранения ценностей. Речь шла о почти тонне золота и значительном количестве драгоценностей. Все это богатство находилось в Фонде национальной обороны и предназначалось на закупку вооружения для польской армии. Перед тем, как части Красной армии вошли в Вильно,  воевода Артур Марушевский спрятал ценности.

Вскоре директор банка покончил с собой , выбросившись из окна на третьем этаже Воеводского управления. Функционеры НКВД искали «панское золото» по всему Вильно, но ничего не нашли. В начале 1940 года, после передачи Виленского края Литве, польским офицерам разведки Лешеку Дашкевичу и Михалу Рыбиковскому при помощи вице-консула Японии в Каунасе Тиунэ Сугихары удалось организовать эвакуацию ценностей в Швецию.

Перевод Сергея Лукина

Благодарим сайт Nowa Europa Wschodnia за возможность публикации

Игорь Мельников profile picture

Игорь Мельников

Все тексты автора

Читайте также