Идеи

Как в восточной Польше встречали весну

Аист в гнезде. Фото: Анджей Сидор / Forum

Аист в гнезде. Фото: Анджей Сидор / Forum

В Польше, как и во многих странах, смену времен года определяет не календарь, а солнцеворот. Поэтому и наступление весны отмечают в день весеннего равноденствия, 20 или 21 марта. Рассказываем про одну из традиций, сопровождавших приход этой радостной поры.

Предвестниками весны в Польше, особенно в ее восточных регионах, считаются аисты, возвращающиеся в свои гнезда. Во многих деревнях на телеграфных столбах, деревьях и крышах домов можно увидеть огромные, массивные, создававшиеся годами сооружения из веток, уложенных на специально сделанные опоры. Считалось, что если аист устроит себе в крестьянском хозяйстве гнездо, то в семье будет счастье и процветание. Аист — одна из любимых птиц поляков; в деревнях ждут его возвращения, радостно наблюдают за новыми гнездами, предсказывают погоду по числу птенцов. Благодаря своей окраске — бело-красной, цветов польского флага — аист стал одним из символов страны.

Кроме того, аист в польской народной традиции — это символ новой жизни, возрождающейся весной, поэтому люди издавна отмечают его прилет. Считается, что аисты обычно появляются в Польше к празднику Благовещения Пресвятой Девы Марии по католическому календарю — 25 марта. Этот праздник открывал сезон сельскохозяйственных работ на полях. Для православных, которых немало на востоке Польше, Благовещение Пресвятой Богородицы — тоже один из самых важных праздников годового цикла.

В Подлясье в сам праздник по традиции соблюдается строгий пост: без мясных и молочных продуктов. Запрещены любые работы в поле и в огороде. В прошлые века в Подлясье и в регионе Курпии в Мазовии к празднику Благовещения выпекали особые хлебцы из постного теста, только из муки и воды. Делали их в форме пятипалой лапки аиста с растопыренными коготками, а называли на местном диалекте «бусловы лапы». Хлебцы клали в аистиные гнезда, чтобы магическим образом «убедить» птиц побыстрее вернуться и ускорить тем самым приход весны. Память об этой традиции сохранилась, к счастью, до наших дней, и выпечка хлебцев была задокументирована.

img445 «Бусловы лапы», испеченные Ниной Николаюк из окрестностей Бяла-Подляски, 1998. Фото: Алиция Миронюк-Никольская

Кроме «лапы», ассоциирующейся с аистами, хлебцы выпекали в форме еще одной весенней птицы — жаворонка, а также сельскохозяйственных орудий: плугов, бороны, реже — архаичной сохи. Считалось, что они придают сил мужчинам, использующим эти орудия в своей работе. Для женщин же выпекались хлебцы в виде серпа. Часть выпечки крошили и рассыпали по земле — это было своего рода жертвоприношение, которое должно было обеспечить плодородие и успех полевых работ. Кое-где часть ритуальной выпечки предназначалась детям, иногда в части хлебцев запекали монетки: такая монетка сулила богатство тому, кому попадется.

Сегодня мы больше доверяем достижениям науки и техники и меньше значения придаем старым обычаям. Традиция выпекать аистиные лапы тоже, наверное, исчезла бы, если б не этнографические исследования, проведенные в 1960-х годах в деревнях близ Белостока. Теперь, когда интерес к народным традициям возрождается, этот обычай извлечен из забвения: показы выпечки «бусловых лап» можно увидеть, например, в Подляском музее деревни.

Перевод Елены Барзовой и Гаянэ Мурадян