Люди

Ирония судьбы Барбары Брыльской

Барбара Брыльска. Фото: Анджей Верницкий / Forum

Барбара Брыльска. Фото: Анджей Верницкий / Forum

Утонченная внешность и несгибаемый характер, невероятная слава в СССР и забвение на родине. О любимице миллионов, женщине с трагической судьбой Барбаре Брыльской пишет театральный критик Наталья Витвицкая.

Барбара Брыльска — ребенок войны. Она родилась в крохотном городке Скотники рядом с Лодзью. Девочка всегда была стеснительной, тихой, ни о чем не просила. Эти черты характера определят в дальнейшем ее творческую биографию. Бася очень любила рисовать, и родители отдали ее в художественное училище. Там девочку заметили руководители театрального кружка, и в 15 лет ее взяли на эпизодическую роль в фильме-сказке «Калоши счастья». Профессиональное образование начинающая актриса получила в Театральной школе Лодзи и варшавской Высшей школе театра, кино и телевидения.

Восходящая звезда

Еще во время учебы, в 60-е годы, Брыльска сыграла в картине «Их будний день», а затем — в культовом историческом фильме Ежи Кавалеровича «Фараон». Драму номинировали на «Оскар», юную актрису в роли жрицы Камы запомнили все кинолюбители, а критики назвали ее красоту ослепительной. В 1969 году вышел фильм Ежи Гофмана «Пан Володыёвский», экранизация одноименного романа Генрика Сенкевича о кровавом столкновении шляхтичей и ордынцев. Здесь Брыльска сыграла Кшисю — не главную, но запоминающуюся роль, — и снова критики отметили ее природную грацию и женственность. Имя актрисы стало звучать не только в Польше, но и во всех странах соцлагеря.

С некоторым преувеличением можно сказать, что ее стали звать в кино иностранные режиссеры — правда, это были режиссеры, работавшие в СССР. Брыльска сыграла в популярных в Союзе фильмах об индейцах Годфрида Кольтица («След Сокола») и Конрада Петцольда («Белые волки»), съемки которых проходили в ГДР. Сама роль красавицы Кэтрин Эмерсон не была прорывом, ставку сделали на внешность исполнительницы: не заметить, не запомнить ее было невозможно. Невероятное изящество, ненарочитая сексуальность обволакивали зрителя, манили его с экранов.

Вскоре актрису пригласили сниматься в советской киноэпопее «Освобождение»; пять фильмов о Великой Отечественной войне режиссера Юрия Озерова, снятые совместно киностудиями нескольких стран, посмотрели миллионы зрителей. Однако «польские» эпизоды, в которых Брыльска играла героиню по имени Хелена, терялись на фоне основной сюжетной линии и действующих лиц. Более удачной стала роль трепетной Мари Урбах в фильме Александра Зархи «Города и годы», где показана любовная линия на фоне революционного лихолетья и военных сцены.

Любовь в Союзе

В начале 70-х Брыльска снялась в главной роли в «Анатомии любви» Романа Залуского. Откровенные, эпатажные по тем временам любовные сцены произвели эффект разорвавшейся бомбы — фильм буквально взлетел в рейтингах. Роль далась актрисе нелегко: она не хотела соприкасаться телами с партнером и поэтому требовала, чтобы он надевал капроновый комбинезон, стеснялась и зажималась на площадке. Зато после этого фильма о Барбаре стали говорить все чаще, в том числе в СССР. Молодые люди раскупали ее фотографии, афиши с изображением героини было не достать.

И вот на этой волне интереса Эльдар Рязанов пригласил Брыльску в Москву на пробы к «Иронии судьбы». Конкуренток было множество, к тому же польская актриса говорила на русском с акцентом, но режиссер остановился на ней. Благородство, сдержанность, скрытая сила характера и невероятная женственность — она была так органична в образе Нади, что, казалось, играет саму себя. Между тем, отношения на площадке складывались непросто: гордая и замкнутая, Брыльска позволяла себе острые высказывания в адрес коллег по цеху, все говорили о ее непростом характере. Отчасти дело было в том, что после «Анатомии любви» актриса отказывалась от откровенных любовных сцен, даже поцелуи давались ей с трудом. Кроме того, сказывалась и вполне объяснимая ревность к ее славе. Валентина Талызина во всеуслышанье объявила, что, поскольку озвучивает Надю она, Брыльской «остается только смотреть и ходить». Алла Пугачева, исполняющая песни в фильме, и сегодня может съязвить в адрес актрисы по этому поводу.

Несмотря на все трудности, роль в «Иронии судьбы» стала визитной карточкой Брыльской. За два года после премьеры в СССР 1 января 1976 года картину посмотрело 280 миллионов человек. Наряду с создателями фильма, исполнительница главной роли получила Госпремию СССР в области кинематографии. Казалось бы, вот он — взлет, вершина карьеры, сбывшаяся мечта о большой славе. Но не все было так просто.

Fotos-Art 020608 56 Барбара Брыльска на съемках фильма «Любовь на подиуме», Варшава, 2008. Фото: Роберт Палька / Fotos-Art / Forum

Ревность родины

В Польше фильм не имел большого успеха, сегодня разве что старшее поколение поляков помнит ленту под названием «Счастливого Нового года». А саму Брыльску тогда прозвали «ледяной Снегурочкой» и перестали снимать в кино. Причиной была не только ревность, но и политика: популярность в СССР шла вразрез со всеобщим недовольством советским доминированием. Поляки сочли, что актриса предала свою страну.

В одном из интервью Брыльска прямо сказала: «Ваша Госпремия положила конец моей карьере на родине — я в основном стала работать за границей: в Германии, Чехословакии, Болгарии, России. В Польше мне почти не давали ролей, я постепенно выпала из этого артистического круга». Фильмы, в которых актриса снималась после «Иронии судьбы», резонанса не имели, и о ней стали забывать.

Трагедия и надежды

Трудно складывалась и личная жизнь. По словам Брыльской, у нее всегда было много поклонников — первые красавцы Польши, да и российские ухажеры — но надежного плеча, опоры она так и не дождалась. Актриса дважды была замужем: первый супруг требовал от нее отказа от карьеры, второй любил выпить и приударить за женщинами, и оба мало заботились о ней. Во втором браке родилось двое детей; дочь Бася стала моделью, ей пророчили звездную карьеру, но в 1993 году 20-летняя девушка погибла в автокатастрофе. Барбара Брыльска тяжело переживала трагедию, от мыслей о самоубийстве ее спас десятилетний на тот момент сын Людвиг. Работа окончательно отошла на второй план.

Только в 1995-м году она снова стала играть — несмотря на собственные убежденные и даже резковатые заявления, что она не театральная актриса, Брыльска вышла на сцену Театра оперного пения Галины Вишневской в Москве. Однако спектакль Романа Мархолиа «Квартет», действие которого происходит в доме престарелых, оказался неудачным. Критика не приняла его совсем, а актриса окончательно разочаровалась в театре. Впрочем, российское кино по-прежнему ценило «нездешний шарм пани Барбары» — в 2000-х она снялась в ролях второго плана в заметных картинах: в знаменитом «Даунхаусе», «Казусе белли», «Странном Рождестве», «Адмирале». Затем был сиквел «Иронии судьбы» от режиссера Тимура Бекмамбетова — картина стала самой кассовой в прокате России и СНГ за 2008 год. Впрочем, она имела мало общего с оригиналом, от душевности и теплоты рязановского фильма не осталось и следа. Брыльска не скрывала от журналистов, что согласилась на съемки ради денег. В ее словах звучала горечь — актриса говорила о том, как живет одна на маленькую пенсию…

Возможно, ирония судьбы красивой и талантливой актрисы в том, что страны, где она стала звездой, сегодня не существует, а когда существовала — на ее родине эту страну считали врагом. Но так или иначе, в историю советского кинематографа имя Барбары Брыльской вписано навсегда. Для миллионов зрителей она остается не просто любимой, а знаковой актрисой своего поколения.

03 июня 2019