Продуктовый магазин. Фото: Даниэль Дмитриев / Forum

Продуктовый магазин. Фото: Даниэль Дмитриев / Forum

В феврале 2023 года в Польше был зафиксирован самый высокий уровень инфляции с декабря 1996 года, когда страна выходила из кризиса, вызванного падением коммунизма. Рост стоимости товаров и услуг все сильнее бьет по карману поляков. О том, что будет с ценами дальше — рассказываем в нашей статье.

Что такое инфляция? Грубо говоря , это рост цен на товары — именно так рассчитывается самый известный показатель, потребительская инфляция. Каковы бы ни были причины такого роста, высокая инфляция абсолютно в каждом случае наносит удар по благосостоянию страны: ее населения, предпринимателей или экономики в целом. Радоваться — недолго — может разве что правительство, потому что автоматически увеличиваются налоговые поступления, а погашение обязательств, например, облигаций становится менее проблематичным. В долгосрочной перспективе властям приходится что-то предпринимать, тем более что в этом году в Польше пройдут парламентские выборы.

Сама по себе инфляция , если ее уровень невысок, не представляет серьезной проблемы. Постоянный небольшой рост цен автоматически означает увеличение доходов компаний, а следовательно — готовность к инвестициям и, среди прочего, росту занятости. По данным Главного статистического управления (GUS) в Варшаве, инфляция в Польше в феврале 2023 года составляла 18,4 % в сравнении с аналогичным периодом 2022 года, а по данным Евростата — 17,2 %. Из этого следует, что всего за год рост стоимости средней потребительской корзины составил 18 %. Однако, если обратиться к показателям прошлых лет, мы увидим, что по сравнению с февралем 2020 года потребителю в Польше приходится платить за среднестатистический продукт на 31 % больше. Даже при высоких доходах становится не по себе.

Какова цена инфляции

Общая инфляция не сильно сказывается на кармане среднестатистического жителя Польши. Приведенные выше цифры — это средние показатели , на основе которых GUS представляет примерные данные о ежемесячных покупках поляков. Разные категории товаров имеют разный вес в этом среднем показателе: в нем учитываются, например, такие товары, как бытовая техника или электроника, уголь, билеты в театр или автомобили — продукты и услуги, которые не входят в ежемесячные траты каждого жителя Польши.

С инфляцией цен на продовольственные товары дело обстоит хуже — в феврале текущего года она составила 24 % , тогда как год назад ее рост не превысил 7,6 %, а в 2021 году — 0,6 %.

Мариуш Зелёнка , экономический эксперт Конфедерации Lewiatan

Цены на большинство продуктов питания растут в годовом исчислении гораздо быстрее , чем средний уровень инфляции. В частности, цены на муку, хлебобулочные изделия, мясо, молочные продукты, овощи и рис — наиболее необходимые для жизни продукты — выросли на 20–30 %.

Инфляция влияет также на стоимость энергии и топлива. В Польше , где, несмотря на постепенное потепление климата, зимы обычно долгие, расходы на отопление домов составляют значительную часть месячного бюджета многих семей. Рост цен на топливо, который стал основным фактором инфляции, означает, что затраты на отопление дома тоже повышаются, увеличивая бюджетную нагрузку на семьи.

Кроме того , инфляция может влиять и на другие аспекты жизни, такие как стоимость медицинского обслуживания, общественного транспорта, банковских услуг и многого другого. Последствия инфляции могут негативно сказываться на повседневной жизни людей, особенно тех, чьи доходы невелики.

Катастрофа ли это?

Глава Национального банка Польши (NBP) Адам Глапиньский неоднократно заявлял , что инфляция не представляет собой проблему, если цены растут медленнее, чем заработная плата. Отчасти он прав — по крайней мере, с точки зрения потребителей. К примеру, в январе текущего года поляки в среднем зарабатывали 7 300 злотых порядка 1 500 евро брутто , тогда как в феврале 2022 года средняя заработная плата составляла 6 200 злотых брутто. Таким образом, в течение года доходы населения увеличились более чем на 10 % — то есть их рост превзошел инфляцию.

Только вот средний уровень зарплаты — это великий миф. В Польше он отражает доходы сотрудников компаний , где работает не менее десяти человек. В общей сложности, это примерно треть всех трудоустроенных. Значительно лучше польскую действительность иллюстрирует медиана, то есть точка, в которой половина трудоустроенных зарабатывает меньше, а вторая половина больше. К сожалению, официальные данные, которыми мы располагаем, ограничиваются октябрем 2020 года — тогда медиана составляла 4 700 злотых брутто при средней заработной плате 5 700 злотых. Сейчас, по мнению Камиля Соболевского, главного экономиста организации Pracodawcy RP, «Работодатели РП», крупнейшая организация работодателей в Польше, объединяющая 19 000 компаний с более чем 5 миллионами сотрудников. медиана может составлять около 5 000 злотых брутто.

Есть и другая статистика , согласно которой полякам, как ни парадоксально, по-прежнему живется лучше, чем несколько лет назад (увы, самые актуальные данные, доступные нам — за 2021 год). Это доля среднемесячных доходов и расходов на одного человека. В 2021 году поляки в среднем располагали 2 062 злотыми, а тратили 1 316 злотых. В 2015 году это было соответственно 1 386 и 1 091 злотый. Таким образом, в то время расходы составляли около 80 % от доходов, а в 2021 году — около 64 %. Это одна из причин, по которой многим жителям Польши удалось накопить немалые сбережения. Однако существует проблема — инфляция поглощает эти сбережения и еще больше снижает реальную покупательную способность , то есть доля расходов растет в сравнении с доходами.

Говоря простым языком , большой скачок роста благосостояния поляков в последние годы сводится к нулю на наших глазах.

Высокая инфляция , сохраняющаяся даже в среднесрочной перспективе, фактически возвращает поляков в то финансовое положение, в каком они находились несколько лет назад. Но это все еще не катастрофа — конечно, если говорить о «среднестатистическом» поляке. Если взглянуть на группы с самым низким доходом, то проблема огромна. Например, пенсионеры в 2021 году тратили почти 70 % прибыли, а получатели пособий — почти 80 %. Легко проверить, как изменилось их положение за два года. Средняя пенсия в 2022 году выросла на 7 %, а в 2023 году — на 14 %. За это время цены на продукты питания (составляющие более 30 % трат пенсионеров, тогда как в случае среднего поляка — около 26 %) выросли более, чем на 30 %, а цены на энергию (20 % расходов пенсионеров) — на 40 %.

По кому бьет инфляция

Если цены растут на десятки процентов в год , то поддерживать свой уровень жизни могут лишь те, чья заработная плата растет на те же десятки процентов, что сегодня большая редкость: даже в легендарной сфере IT в последние месяцы начались увольнения. Когда доходы не увеличиваются, можно сократить расходы. Состоятельные люди уже так делают. Падают продажи предметов роскоши, снижается поток посетителей в кафе и ресторанах, уменьшаются объемы продаж дорогой электроники.

Что делать менее обеспеченным , когда для 20 % самых бедных жителей Польши расходы на питание, жилье и энергоносители (например, газ, уголь) составляют почти 50 % расходов? Есть ли у них еще пространство для экономии? Если и есть, то небольшое — и уже заканчивается.

Еще в 2021 году , когда инфляция составила всего несколько процентных пунктов, положение беднейших слоев населения значительно ухудшилось.

Текущую ситуацию лучше всего иллюстрирует приведенная ниже диаграмма из доклада GUS. Это данные за 2021 год , в настоящее время материальные условия для беднейших слоев населения намного хуже:

Первая квинтильная Одна из пяти 20-процентных групп изучаемой части населения. группа — это 20 % самых бедных поляков. Пятая — 20 % самых богатых. Промежуточные группы – это поляки , попадающие в следующие двадцатипроцентные группы.

Что дальше?

Эксперты придерживаются мнения , что пик инфляции уже позади, однако отмечают, что поводов для радости нет.

Мариуш Зелёнка

Инфляция в феврале , как и ожидалось, подскочила до 18,4 % в годовом исчислении. Психологический барьер в 20 % не был достигнут и, вероятно, этого уже не произойдет. Тем не менее, февральские показатели — это самый высокий годовой рост цен с 1997 года. Все указывает на то, что пик уже позади. Цены, однако, продолжат расти, пусть не так резко, как в течение последнего года. Поляки ощутят это на своих кошельках и банковских счетах.

Бартош Савицкий , экономист

В следующих кварталах темпы роста цен снизятся. Наиболее сильное воздействие на динамику цен в годовом исчислении оказывал шок , вызванный войной, и прошлогодний скачок цен. Согласно прогнозам Национального банка Польши, под конец года инфляция будет измеряться в однозначных числах, а к целевому показателю 2,5 % приблизится менее чем на 1 процентный пункт лишь в 2025 году.

Аналогичного мнения придерживаются представители польского правительства. Адам Глапиньский во время февральской пресс-конференции заявил , что инфляция обязательно пойдет на спад. Наиболее вероятным представляется сценарий, при котором в середине года она составит около 10 %. Председатель банка также поделился некоторыми данными из внутренних исследований NBP. По мнению аналитиков, ниже 10 % инфляция опустится в конце августа — начале сентября, а в ноябре достигнет 7,4 %.

Если все пойдет по плану , Совет по монетарной политике начнет снижать процентные ставки к концу года.

Рассуждать о реалистичности этого прогноза — все равно что гадать на кофейной гуще. Аналогичные ожидания озвучивались и в январе 2022 года , однако начавшаяся в феврале большая война повлекла за собой скачок инфляции , вызванный ростом цен на энергию и топливо, а также сильным спадом в производстве продовольственных товаров у нашего соседа. Кроме того, прогнозы NBP в течение многих кварталов значительно расходятся с реальными показателями инфляции.

Другие эксперты не столь оптимистичны. Например , американское рейтинговое агентство Fitch ожидает, что инфляция в Польше снизится до уровня 10,5 % только в конце текущего года. Аналитики отмечают, что высокая инфляция поглощает реальные доходы и снижает потребление. Кроме того, рост объемов кредитования домохозяйств резко замедляется (ипотечные и потребительские кредиты) и год от года демонстрирует отрицательную динамику, говорится в отчете за март текущего года. А замедление роста объемов кредитования домохозяйств, происходящее в условиях высокой инфляции, может привести к ее ускорению.

Дальше будет только хуже , тем более что скоро начнет расти безработица. Это будет трудное время как для поляков, так и для иностранцев, приехавших в нашу страну. На основании упрощенных процедур в Польше трудоустроилось около 800 тысяч украинцев, в основном, на низкооплачиваемую работу. Именно они больше всего страдают от инфляции, хотя, возможно, еще этого не осознают.

Перевод Сергея Лукина

Цезарий Щепаньский profile picture

Цезарий Щепаньский

Все тексты автора

Читайте также