Идеи

Быть поляком — повод для гордости или стыда?

Польский флаг на Пётрковской улице в Лодзи. Фото: Мариан Зубжицкий / Forum

Польский флаг на Пётрковской улице в Лодзи. Фото: Мариан Зубжицкий / Forum

Как поляки воспринимают свою страну и друг друга.

Исследователи из Польской академии наук провели опрос , целью которого было узнать, как сегодня поляки относятся к своей нации; в чем, по их мнению, заключается польскость; как они понимают патриотизм; кто гордится тем, что он поляк, а кто предпочел бы скрыть свою национальность. Ученые спрашивали респондентов об отношении к религии, традициям и истории, Европейскому союзу, а также задавали вопросы, касающиеся психологических аспектов: об уровне самооценки, удовлетворенности уровнем жизни, чувстве одиночества и т.д. Исходя из полученных данных, они выделили пять типов поляков, различающихся своим подходом к польскости:

Пять типов поляков

Как оказалось , три из пяти выделенных групп декларируют приверженность к Польше и готовы участвовать в жизни страны. Первая группа, «состоявшиеся демократы» — люди без комплексов, одинаково позитивно настроенные как к себе, так и к другим, с либеральными взглядами. Они испытывают глубокое чувство связи с другими поляками и поддерживают Европейский союз. «Состоявшимся демократам» присуще сильное чувство гражданского долга , что проявляется в их политической активности. От других эту группу отличают самые высокие медианный возраст, образование и доход.

Для «открытых традиционалистов» намного важнее соблюдение традиций и сохранение памяти , чем гражданская активность — например, участие в выборах. Польскость — важный элемент их идентичности. Они понимают ее, прежде всего, как культивирование традиций. «Открытые традиционалисты» привязаны к истории, языку и обычаям, обладают обширными историческими знаниями. В этой группе мы обнаружим людей с центристскими и правыми взглядами, с низким уровнем поддержки Европейского союза. Для них польскость — это привилегия.

«Истинные консерваторы» убеждены , что польскость — это центральный элемент их идентичности. Как и у «состоявшихся демократов», их патриотизм выражается в интересе к политике и участии в выборах, а также в бережном отношении к традициям и имиджу страны, уважении к ней и в готовности к борьбе. Это группа с самым низким уровнем образования и с самым высоким процентом пенсионеров и инвалидов.

Взгляды представителей двух оставшихся групп оказались прямо противоположными. «Стыдящиеся Польши» понимают польскость весьма поверхностно , не чувствуют связи с соотечественниками, зато чаще проявляют положительное отношение к другим группам. Они охотнее отождествляют себя с Европой, чем с Польшей. Больше симпатизируют левым. Их позиция сформирована недовольством текущей политической ситуацией. Они чувствуют себя обделенными и недооцененными. Возможно, имеет значение то, что в этой группе преобладают люди с низкой самооценкой, одинокие и недовольные жизнью. Несмотря на экономическую активность, они не удовлетворены своим материальным положением.

Для «отстраненных пессимистов» принадлежность к польской нации не имеет большого значения. Они одинаково отрицательно относятся и к полякам , и к европейцам. Зачастую не придерживаются определенных политических взглядов. Их отрицательное отношение может быть обусловлено низким чувством безопасности и необходимостью компенсировать собственные комплексы и чувство потерянности. Тревогу может вызвать тот факт, что это самая многочисленная группа среди опрошенных.

Что такое патриотизм

Марта Мархлевская , руководитель Лаборатории политических исследований ПАН

Одной из важнейших задач нашего исследования было понять , как люди из разных групп относятся к патриотизму. В настоящее время люди по-разному трактуют понятие патриотизма, и здесь фактически сталкиваются две основные тенденции: с одной стороны, национальный патриотизм, который ассоциируется с великими делами и жертвами, а с другой — гражданский патриотизм, сосредоточенный на повседневных действиях на благо страны.

Результаты нашего исследования показывают, что некоторые поляки испытывают проблему с определением патриотизма, поскольку его традиционное понимание не для всех соответствует современной действительности, и с ним трудно идентифицироваться. Многие респонденты считают, что этим понятием злоупотребляют в политических играх, поэтому оно может утратить свое значение и ценность.

Национальный патриотизм ассоциируется с великими делами , жертвенностью и борьбой за независимость. Проблема , однако, в том, что сегодняшняя реальность не дает возможности его проявить. Кроме того, национальный патриотизм может выражаться в любви к истории, традиции, культуре.

Гражданский патриотизм проявляется в участии в выборах , интересе к политике или заботе об общем благе. Это патриотизм малых, повседневных поступков, а не великих, однократных жертв. Оба типа патриотизма объединяет привязанность и уважение к гербу, гимну, флагу как универсальным символам польскости.

«Открытые традиционалисты» больше других отождествляют себя с национальным патриотизмом. Они считают , что поляков объединяют культура, язык и традиция. Текущая деятельность, по их мнению, необходима для эффективного функционирования государства.

Интересно , что другая группа, для которой национальный патриотизм более важен, чем гражданский, — это «отстраненные пессимисты». Они также признают важность повседневной деятельности, но находят ее тривиальной в сравнении с национальным патриотизмом.

В свою очередь , гражданскому патриотизму наиболее привержены «стыдящиеся Польши». Они не видят смысла сохранять традиционные ценности. Национальный патриотизм у них ассоциируется с ксенофобией, расизмом или манией величия.

Для «истинных консерваторов» одинаково важны культура , традиции, религия как основы патриотизма и гражданские действия, которые могут проявляться в участии в выборах.

Накануне выборов

Ученые Польской академии наук исследовали также настроения поляков в связи с предстоящими парламентскими выборами. Выяснилось , что больше других нынешним правительством довольны «истинные консерваторы». Однако их беспокоит поляризация польской политической сцены. На выборах они заявляют о поддержке «Объединенных правых» (Zjednoczona Prawica). Для них характерна высокая толерантность к текущей политической ситуации, о чем свидетельствуют слова одного из опрошенных:

Участник опроса из группы «истинных консерваторов»

Нельзя же все время говорить , что в парламенте все плохо. Что бы ни делало правительство. Понятно, что все совершают ошибки, правительство — тоже, но это не значит, что нет ничего хорошего…

«Состоявшиеся демократы» и «стыдящиеся Польши» охотно отдали бы власть оппозиционной «Гражданской коалиции» (Koalicja obywatelska) — за это высказались более 40 % опрошенных в обеих группах. И те , и другие единодушно говорят о том, что в ситуации, созданной нынешними властями их не устраивают управление финансами, внешняя политика, поляризация политической сцены, приоритет партийных интересов над государственными.

Участник опроса из группы «состоявшихся демократов»

Думаю , что мы действительно были бы прекрасной страной, если бы у руля стояли люди, которые смотрели бы на страну не через призму своей партии, а через призму Польши. А такой команды у нас еще не было.

Однако представители этих групп по-разному выражают недовольство — «состоявшиеся демократы» , в отличие от «стыдящихся Польши», интересуются политикой и пытаются влиять на нее любыми доступными им способами.

Наименее политически осведомленная группа — «отстраненные пессимисты». Им не хватает знаний о польской политической жизни. Их пассивность может быть обусловлена отсутствием чувства влияния , а также страхом: политика их не интересует, но пугает.

Роль религии

А как обстоит дело с религиозностью поляков? Большинство респондентов , заявивших о том, что они нерелигиозны — 49 %, — оказалось среди «стыдящихся Польши». Эта группа также наиболее склонна к исповеданию религий, отличных от католической.

«Открытые традиционалисты» и «истинные консерваторы» как правило ассоциируют себя с католицизмом (около 90 % в обеих группах) , однако последние заявляют о более глубокой вере.

Если говорить о вере как о личном деле с одной стороны и отождествлении католицизма с польскостью с другой — противоположные позиции занимают «истинные консерваторы» , для которых религия и польскость тесно связаны, а отправление религиозных обрядов является проявлением патриотизма, и «стыдящиеся Польши» — они не исповедуют религию, не приемлют институт Церкви и отделяют религию от польскости. Респонденты из других групп считают веру скорее личным делом. По их мнению, она должна существовать отдельно от гражданской самоидентификации, и поляком можно быть независимо от вероисповедания.

Что объединяет и что разделяет поляков

Несмотря на столь серьезные разногласия , поляки отмечают и общие черты, объединяющие их как нацию: они привязаны к земле, государству, закону. Выстраивать более стабильные отношения, не зависящие от политических разногласий, им позволяют такие носители польскости как история, традиция, культура и язык, которые составляют основу их эмоциональных связей. Примечательно, что группы, строящие свою национальную самоидентификацию, опираясь на носители польскости, могут чувствовать более сильную и прочную связь с другими поляками. Поляки также охотно поддерживают своих спортивных кумиров и участвуют в организации помощи — например, беженцам из Украины.

К сожалению , несмотря на множество значимых, объединяющих моментов, есть и такие, которые мешают чувству единства. Разногласия вызывают: отношение к отдельным политическим группировкам, Европейскому союзу, религии, а также мировоззренческие вопросы (например, отношение к абортам).

Марта Мархлевская , руководитель Лаборатории политических исследований ПАН

С некоторых пор можно наблюдать , как тема польскости стала элементом политической игры, которая не только усугубила поляризацию общества, но и привела к тому, что некоторые перестали чувствовать себя гражданами собственной страны. Необходимо противостоять этому явлению, поскольку национальная индентификация имеет прямую связь с участием в выборах и деятельностью на благо Польши. Без нее не построить страну, в которой всем хорошо, независимо от политических взглядов и других предпочтений.

В опросе «Отождествляем ли мы себя с Польшей , и как?» приняли участие 1 504 человека в возрасте от 18 до 96 лет. Подробные результаты исследования можно посмотреть по ссылке.

Перевод Сергея Лукина

04 августа 2023